Новости О школе Публикации Учебные работы Повышение квалификации
Карта сайта
Главная / Новости / Архив

Архив

2005

01.02.2005

Воспоминания НБ о НБ

Надя Беляева, студентка Мастерской Тагира Сафаева, сделала календарь, в котором работы Невилла Броуди на выставке членов международного жюри биеннале "Золотая пчела 6" в Центре современного искусства "М'АРС" отражаются друг в друге, в окнах галереи, в ее собственной памяти. Работа, выполненная просто так, от избытка творческих сил, может служить прекрасным примером упражнения в постмодернизме, к изучению которого мы приступили сейчас в рамках курса "Проектная концептуалистика".





19.04.2004

Елена Феклистова в Огоньке




















Серийный плакат "Репка" Елены Феклистовой (Мастерская Бориса Трофимова) из плакатной акции в защиту малого бизнеса, проведенной в ВАШГД Юрием Сурковым, опубликован на центральном развороте журнала "Огонёк"

2004

13.12.2004

Мемуары выпускника

Когда в Высшей академической школе графического дизайна, на курсе у Эркена Кагарова, где я учился...

Читайте и взлетайте: http://www.designet.ru/context-2004/olimpiada-moscow-2012.shtml



29.10.2004

Помню, слова застревали в горле от переизбытка чувств


"Золотая пчела" - первая крупная графическая выставка, которую я увидела. Впечатление такое, будто глотнул свежий воздух, и не знаешь, как с этим справиться. Возникает чувство, что нет запретов, нет комплексов, нет мысли, что так нельзя. Постеры завораживают. Теряешь ощущение времени и реальности. Нежные и красивые. Дерзкие и агрессивные.

Я долго рассматривала плакат с "божьей коровкой" Мостафазаде Эбрахими Алиреза. Черные точки на красном фоне. И только строка текста "Nature invites us to grafic art" природа приглашает меня к дизайну. Просто. Впечатление остается надолго. Вообще работы иранских дизайнеров стали для меня открытием. Они увлекают своей вязью. Она становится шитьем, неотделимой частью плаката и мысли. Графика во всем. Авторы из разных стран с их культурой. Мастерство, с каким используются национальные особенности страны.

Зал типографики. Буквы, буквы, буквы. Разные языки, разные алфавиты. Строки бегут и собираются в один ритм, задуманный автором. На фоне больших работ драгоценными жемчужинами выглядели календари Тимура Кацуми. Тонкое ощущение бумаги в пространстве, ее формы. Заполнение формы цифрами и буквами.

Зал студенческих работ. Кто бы мог подумать, что работы студентов могут становиться в один ряд с работами мэтров графического дизайна! Я заметила, что в зале студенческой графики было гораздо больше разногласия у публики. Была и критика, и слова восхищения. Меня поразила экспозиция Мастерской Бориса Трофимова. Казалось, что ты это все знаешь и встречаешь каждый день. Ритмы, движение, случайные взгляды. Но нет. Не каждый может остановить мгновение и придать ему графическую форму. Только талантливым и замечающим в обыденном прекрасное, в надоевшем новое, удается облечь это в букву, строку, форму.

Во время "Золотой пчелы" я обзвонила всех своих знакомых. Помню, слова застревали в горле от переизбытка чувств. Теперь я держу в руках каталог "Золотой пчелы". Освежаю увиденное на выставке. И снова все всплывает в памяти. Эмоции, впечатления и, главное, желание учиться и работать над собой останутся со мной надолго.
Ольга Сидоренко


09.10.2004

Воспоминания о ворк-шопе Евгения Добровинского


Когда мастер начинает при тебе работать так, как он работает каждое утро в одиночестве в своей мастерской, получается настоящий класс! Мастер-класс.

Самым ценным для меня на этой встрече было - побывать в одном энергетическом поле с Человеком Создающим. Это зарядило и вдохновило надолго.

Были и наши собственные упражнения на заданные темы:
нарисовать множество точек, где каждая из них -- не просто себе точка, а воспоминание о каждом твоем действии с утра;
нарисовать две линии, которые можно наблюдать, стоя на балконе, где-нибудь в Крыму - линию моря и линию... бельевой веревки;
нарисовать линию, изображающую бушующее море, шторм и точку - себя, плывущего.

Еще мы рисовали алфавит. Несколько раз. И каждый раз - с новой, все возрастающей скоростью, для того, чтобы определить свою собственную скорость рисования своих собственных букв.

Если в упражнениях с точками и линиями было примерно понятно, как ты их сделаешь (хотя и здесь были свои сюрпризы), то упражнение на точку-воспоминание и алфавит помогли почувствовать и осознать что-то новое для себя.

Скорее всего, речь идет о вхождении в такое состояние, когда ты сознательно или под влиянием обстоятельств (как то: ограничение себя во времени) отключаешь рассудок и, пользуясь собственной рукой как проводником творческой интуиции, начинаешь рисовать. И тогда буквы и точки получаются только твоими, потому что ты рисуешь по сути самого себя, вытаскиваешь себя настоящего.

Лично мне это было близко, потому что, хорошо это или плохо, но моя интуиции в творческом процессе зачастую оказывается сильнее разума. Мне кажется, что такой подход тоже необходим. Наряду с рациональным, очень осмысленным и детальным подходом к изучению каллиграфии и шрифта, который предлагает нам Тагир Ибрагимович Сафаев, к истине, к настоящему мастерству, лежащим где-то посередине пути, нужно двигаться и с другой, противоположной стороны - через интуитивную, творческую каллиграфию.
Юлия Великанова



01.09.2004

Маленькие смешные стихи ко Дню знаний

Здравствуйте, уважаемый Сергей Иванович! Пишет Вам из Ижевска слушательница Зимних курсов Академии Болотова Татьяна. Прошло уже достаточно много времени после окончания курсов, а я все еще под впечатлением прошедших событий. В знак благодарности примите в подарок маленькие смешные стихи, типа хокку, посвященные дизайну, каллиграфии и прекрасным людям.

Серову
Шрифтовая волна набежав
Чуть размыла картинку реки.
Типографика постмодернизма!

Гулитову
Не штормовое ли море
Пишет шрифты тебе, Юрий Гулитов?

Добровинскому
Песчаные буквы
Смывая волной,
Море учило каллиграфа ритму!

Кагарову
Мистик шрифта!
В лабиринте графических линий
Увидел ты сущность иллюзий...

Cтихи о том как я пыталась освоить азы каллиграфии
Черной лягушкой
Прыгнула тушь на бумагу.
Не сладить мне со шрифтом...
Татьяна Болотова

18.05.2004

Почувствуйте разницу


Вчера в ЦДХ демонтировали выставку "АрхМосква 2004", которая не только строить, но и жить помогает всему дизайнерскому сообществу. Прежде всего -- подчеркнутым вниманием к профессиональным проблемам, показанным в мировом контексте, благодаря блестяще устроенным мастер-классам звезд мирового дизайна и архитектуры. На этот раз по инициативе журнала "AD" в Москву были приглашены: Этторе Соттсасс -- гуру радикального дизайна в 60-х и основоположник легендарного стиля "Мемфиc" в 80-х; Массимилиано Фуксас, директор Венецианской биеннале 2000 года с девизом "Меньше эстетики, больше этики"; Бернар Чуми, выигравший конкурс на постройку музея греческого Акрополя; Эрик ван Эгераат, строящий концепцию новой архитектуры на пластических открытиях русского авангарда и настаивающий на праве быть разным в поисках современного стиля. После феерического марафона мастер-классов каждый участник ощутил себя в гуще мировых профессиональных поисков и экспериментов. Слова выдающихся дизайнеров и архитекторов не тонули втуне, а находили отклик аудитории. Да и сама выставка выстраивала нужный контекст восприятия, подготавливала к размышлению над представленным материалом.
На удручающем контрасте фондом "Новая графика" был организован мастер-класс Невилла Броуди в Строгановке, вопиюще совпадающий по времени с мастер-классом Соттсасса в ЦДХ. И за Броуди и за державу было обидно. Благодаря самонадеянности и небрежности устроителей, российский дизайн оказался в заложниках. Не были подобраны достойные выставочные площади с необходимым экспозиционным оборудованием, не был выстроен контекст общения. Начинать знакомство Броуди с Москвой в пыльных вузовских аудиториях на случайных учебных работах -- в подобном окружении говорить о творческих проблемах не имело смысла. Вот встреча с Броуди и стала не уроком свободного дизайнерского дыхания, а образцом пофигизма как со стороны организаторов, так и со стороны поставленного в такие условия мастера. Еще два-три подобных визита, организованных фондом "Новая графика", и вновь мы окажемся за собственноручно выстроенным железным занавесом, а "образовательный проект" окажется разрушителем профессии, основанной на уважении к личности. В данном случае -- к личности как приглашенной звезды, так и каждого из присутствующих на мастер-классе.
Елена Рымшина