Новости О школе Публикации Учебные работы Повышение квалификации
Карта сайта
Главная / Повышение квалификации / Отзывы

Отзывы

В общих словах – я там счастлива. Это передача Живого опыта от богов в своём деле. Слово "рекомендую" безнадёжно слабо отражает моё пожелание всем пройти Летнюю школу. Это именно пожелание, нежное, сердечное, а не оголтелый совет, типа там круто, все туда. Там всё волшебно! Всё В ЦЕЛОМ.
Романцова Елизавета Владимировна
фрилансер, дизайнер по текстилю, детский иллюстратор, Москва

Атмосфера школы, высокая планка в отношении к профессии дают возможность поднимать и свою планку. Невозможно за несколько дней превратиться в образованного человека, приобрести вкус, профессионализм или практические навыки. Но можно перевернуть сознание, начать ставить перед собой вопросы.
Щетинцева Анастасия Вячеславовна,
ведущий дизайнер издательства "Просвещение", Москва

Столько дадено, донести бы и не расплескать в каждодневности. Зёрна посеяны! Знания из чистого источника. Чувствуешь причастность к братии российского дизайна.
Орлов Сергей Валериевич,
дизайнер студии «Real PRO»,  г. Осинники, Кемеровская область

Я почувствовала, что помолодела на 15 лет! Какая-то высшая простота, ненапряженность атмосферы, легкость в мыслях и легкость творчества.
Ашинянц Майя Робертовна,
дизайнер компании "Бинатон", Москва

Возможность увидеть и услышать многие вещи, которые смутно плавали в голове. Удалось наконец по-настоящему поучиться.
Куандыкова Алтынай Куатовна,
арт-директор журнала "Cosmopolitan", Алматы, Казахстан

Живые встречи и опыт выдающихся людей. Общее впечатление комфорта и внимания.
Озерков Андрей Валерьевич,
дизайнер группы компаний "DoorHan/RollHan/DockHan", Москва

Знаменитые преподаватели! Неожиданный подход, основы философии, преобразование мировоззрения, переход на новый уровень восприятия окружающей среды и приложение всего этого к себе как к дизайнеру! Мысли бегут быстрее, добавляется смелость, снимается зашоренность. Прорыв, ни больше, ни меньше!
Липатова Оксана Георгиевна,
ведущий дизайнер фирмы "Динамика", Новосибирск

Произошло открытие (много раз слышанное, но впервые понятое), что буква - это звук, что порой клякса на палитре лучше самого произведения, что пространство вокруг объекта не менее важно, чем сам объект... Ура! Мир изменился вокруг! Изгибы решетки, полопавшаяся штукатурка, причудливый узор мокрых трещин на асфальте - все зазвучало! Эмоциональное потрясение! Возникло острое желание выбросить все и начать все заново, с чистого листа. Спасибо всему звездному составу преподавателей за знания, переданные нам.
Каюкова Ирина Николаевна,
дизайнер "Мосархинформ", Москва

Мощный энергетический заряд. Новые идеи в голове. Руки чешутся! Общение, смех, творчество без компьютера.
Голубкова Марина Геннадьевна,
старший специалист отдела дизайна Управления по связям с общественностью и рекламе банка "УРАЛСИБ", Уфа

Драйв! Тащит, колбасит, я не знаю, как описать всю гамму чувств и мыслей, возникших в моей голове за эти десять дней, как выразить то, что во мне происходило...
Штоф Алексей Владимирович, дизайнер типографии "Линия График!", Москва

Ничего лишнего, только самое важное. Мы стали другими людьми. Старые работы полетели в мусорное ведро. Мы начали новую жизнь – жизнь ПОСЛЕ курсов. Д/З: сохранить тот заряд творческого оптимизма, глубокого понимания, который нам передали замечательные Мастера Своего Дела.
Ляпунов Артем,
арт-директор-копирайтер Production House "Игрек", Новосибирск (http://www.designet.ru/context-2004/vashgd-winter2-02.shtml )

Эффекты воздействия занятий оказались сходными с эффектами психологических тренингов по своей сложности, силе, длительности и столкновениям изменившегося «Я» со средой, системой сложившихся ранее отношений. Помимо этого, я нашла еще несколько параллелей с психологией, психотерапией.
Занятие с Андреем Амлинским напомнило мне сеанс провокативной психотерапии. Понятие провокации имеет несколько значений. С одной стороны – умышленное вызывание гнева, умышленный вызов, подстрекательство, связанное с конфликтом, нападением, скандалом. С другой – побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотивирование, связанное с игрой. Провокативность рассматривается как один из «механизмов выработки неопределенности», обеспечивающих жизнестойкость и возможность саморазвития культуры как сверхсложной системы (Ю.М. Лотман). А.Г. Асмолов в рамках историко-эволюционного подхода к личности отмечает уникальную роль фигуры «нарушителя», «возмутителя спокойствия», определяющего эволюционные пути развития культуры и повышающего резерв ее вариативности как системы. Культурологи трактуют провокативность как взаимопереход профанного и сакрального начал (М. Элиаде), первопричиной провокативности считают «инстинкт свободы» (Я.В. Чеснов), «игровой инстинкт» (Й. Хейзинга), акциональный и инициационный голод культуры (Я.Л.Морено). История искусства ХХ века – периоды авангарда, модернизма, постмодернизма – описывается как смена стратегий провоцирования. Так, если исторический авангард начала ХХ века использовал стратегию эпатажа, связанного с игровой агрессией, то художники-постмодернисты чаще прибегают к стратегии (само) высмеивания. К проялениям провокативности причисляют дендизм, художественный андерграунд, контркультуру, флэш-моб, авангардные жесты (http://www.escapeprogram.ru/russian/press/avtoreferat_MorozovoyEA.html).
Провокационность рассматривается также в качестве средства психологического воздействия, которое выполняет функцию катализатора позитивного развития партнера по взаимодействию, обладает стимулирующим потенциалом.
И в этом смысле, Андрей Амлинский – замечательный педагог, психолог, психотерапевт. Он, провокатор, который, нарушая ожидания, установки, показывает иное отношение к творчеству, к рекламе, к работе, к миру. К себе, в конце концов. Вот, что для меня оказалось наиболее важным: избавление от трепетного отношения к себе, недовольство собой, поиск, двигающий рост, развитие. Такое критическое отношение к себе отличается от неуверенности, которая всего лишь маскирует лелеемое и оберегаемое, раздутое «Я». Стирание чувства собственной важности у окружающих – одна из способностей Трикстера, образа коллективного бессознательного, отраженного в мифологических персонажах-провокаторах. Пример тому – Локи, скандинавский Бог-пересмешник, знаменитый своим охаиванием Великих Богов. Еще одна важная роль Трикстера – это «внесение беспорядка в порядок, и таким образом, создание целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенного». Это то, что, на мой взгляд, делает встречи с Амлинским необходимыми в рамках школ ВАШГД. Архетипическая фигура, и одновременно живой человек, по-настоящему живой.
Еще одна архетипическая фигура, Сергей Серов – Godfather (по выражению Амлинского), воплощение образа Мудреца, Отца – заботливого, но не карающего. Человек, который дарил нам ощущение безопасности, комфорт, тепло, принятие. Принятие не расслабляющее и расхолаживающее, но позволяющее почувствовать принадлежность, сопричастность, ответственность.
Собственно, каждый из преподавателей – это целые особенные миры. Встречи с ними по своим эффектам превосходят чтение сотен книг – биографий гениев, жизнеописаний самореализующихся личностей. Каждый из наших педагогов внес свой вклад в пробуждение некоей чувствительности, чуткости к окружающему миру. Мартин Бубер такие отношения с миром называет «Я – Ты». Отношения, которые не опосредованы использованием, знанием, испытанием. В таких отношениях человек о вещах ничего не узнает, не накапливает опыт, сведения. Он поглощен исключительностью отдельной частицы мира. Ролло Мэй пишет, что для такой встречи с миром нужно мужество, потому что она изменяет нас, наш мир, и мы не знаем как жить в том новом мире, что нас ждет. Нужно мужество, чтобы отцепиться от всего знакомого, от проверенных теорий, испытанных отношений, авторитетов, правил, установок…
Дизайнеры ВАШГД в большинстве своем – трансцендеры, или пикеры в терминах А. Маслоу (то есть те, кто переживает моменты встречи с миром, вдохновение, инсайт, пиковые, трансцендентные переживания). Их характеризует способность отдаться своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредотачиваясь на них, не боясь быть поглощенным ими. В такой момент они полностью раскрывают человеческую сущность. Они способны прислушаться к голосу внутренних импульсов, желаний, отваживаются быть не таким, как другие, не быть конформистами, не стремиться нравиться другим. Научить других делать также, объяснить процесс творчества сложно (так, говорят, сороконожка разучилась ходить). По моим ощущениям это каким-то особым образом передается в процессе общения. Дух творчества передается через дарение, бережное преподнесение, знакомство с тем, что мило сердцу педагога (http://psy.tsu.ru/data/pdf/1_15.pdf). 
Последствия такого общения я обнаружила в новом для меня отношении к творчеству, к заказчикам. Это, прежде всего, выход из деструктивных игр. Из позиции «Жертвы», безропотно выполняющей прихоти капризного заказчика, чувствующим невозможность что-либо изменить в отношениях с ним, отстоять свою точку зрения, свою работу.  Или из позиции «Преследователя», когда дизайнер вступает в конфликты с начальством, заказчиками – теми, кто его не понимает, не дает свободно самовыражаться. Это агрессивное отстаивание своих позиций, нападки, обвинения в невежестве, отсутствии вкуса и т.п. Позиция «Спасителя» – это желание во что бы то ни стало научить начальство, заказчиков, пролить свет на их  убогое существование – «догнать и причинить добро». Сродни тому рвению, с которым начинающий психолог объясняет окружающим, как надо жить и откуда проистекают все проблемы. 
Любые виды неконструктивного общения, в том числе игры с позиций «Жертвы», «Преследователя» и «Спасителя»  необходимы человеку. Они позволяют избежать диалога как формы полноценного проживания, присутствия, более энергозатратного общения, требующего открытости, честности, смелости. Диалог с заказчиком – это преодоление снобизма, искренний интерес, открытое обсуждение, предъявление своих пристрастий, позиций, возможностей (реальные сроки и стоимость работы), терпение, уважение к идеям партнера и т.д. К сожалению, он возможен не со всеми заказчиками – это реальность. Однако его возможность нельзя исключать сразу. Если диалог, контакт случился – это большая радость и удовольствие, доверие со стороны клиента и свобода творчества. К этому надо стремиться.
Однако в реальности есть некая негласная договоренность – пакт о дружном ничегонеделании, удовлетворенности тем, на что способен практически любой, окончивший курсы по «КорелДро». Это позволяет дизайнерам снижать свою планку в работе – не мучиться, сразу сделать ярко, броско, логотип «вот такенный», золота побольше, чтобы заказчики сразу проглотили. В том, чтобы не поддаваться таким соблазнам, и заключается ответственность дизайнера. Ответственность перед собой и перед теми, кто будет вынужден любоваться твоими творениями.
Таковы основные последствия и выводы после зимней школы ВАШГД для меня. Думаю, далеко не все, и в дальнейшем я буду открывать для себя все новое и новое. Потому как, пожалуй, главное, чему там нас научили – ставить перед собой вопросы и искать на них ответы.
Лидия Гончарова-Риккер, 
дизайнер компании "МН-Холдинг", магистр психологии, г.Челябинск


Некоторые ссылки по теме:


Митя Харшак. Вахтенный журнал

http://www.addesign.ru/VASHGD/about.htm

Митя Харшак. Вторая Летняя
http://www.addesign.ru/VASHGD2/intro.htm

Саша Ширышев. Летняя школа.
Часть 1. Ученики http://www.eldesign.ru/life/2004/0824/
Часть 2. Учителя http://www.eldesign.ru/life/2004/0827/
Часть 3. Процесс http://www.eldesign.ru/life/2004/0831/

Дженни Курпен. Опыты на людях. Графический дизайн в режиме non-stop
http://exlibris.ng.ru/bookart/2002-08-29/6_experiences.html

Андрей Логвин. Летняя школа — ай маладцы!
http://www.logvindesign.ru/russian/life/2003/31.07.a.shtml

Андрей Кицен. 4 Летняя школа ушами очевидца
http://vashgd.martdesign.ru/