Новости О школе Публикации Учебные работы Повышение квалификации
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив статей / 2003 / Декабрь / 05.12.2003
Статьи
Архив статей
2003
Декабрь
05.12.2003
Сергей Серов. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН
Учебные материалы. Полезные ресурсы

Архив статей

05.12.2003

// Просто дизайн. Журнал по графическому дизайну (СПб). – 2003. – №2 (5). – С.5.

Сергей Серов. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНА ПЕРЕМЕН

Каждый знает, в Китае есть поговорка: «Не дай Бог жить во времена перемен». Не так давно я побывал в Китае. Никто там о такой поговорке не слышал. Зато я собственными глазами видел фантастические, колоссальные перемены во всех сферах жизни, включая дизайн, и китайцы явно не жалеют о происходящем.
Похоже, мы лучше китайцев знаем их поговорки. Более того, в следовании им хотим быть большими китайцами, чем сами китайцы. Во всяком случае, это касается сферы нашего дизайн-образования.
Однако времена кардинальных перемен в мире дизайна наступили не только для китайцев. Эти перемены можно охарактеризовать разными словами.
Например, можно заметить на дворе новую культурную эпоху – компьютерную. Но можно и не замечать ее, говоря, что компьютер для дизайнера – всего лишь инструмент. Более совершенный, чем карандаш, но инструмент.
Можно заметить, как на смену модернистскому дизайну, господствовавшему весь ХХ век, приходит постмодернистский – с принципиально новой эстетикой, с новой системой ценностей. Но можно и не замечать этого, убеждая себя и других в том, что весь этот «постмодернизм» – случайная мода. Скоро пройдёт.
Можно заметить качественно новую культурную роль электронных СМИ. Но можно утверждать, что книгу ничто не заменит, что она будет жить вечно. И все это, разумеется, будет правдой.
Все возражения против кардинальности перемен тоже будут правдой. Ничто никуда не исчезает. Остались же рукописи и после изобретения типографского станка. Останется и модернистский дизайн, служащий визуальной коммуникации. Другой вопрос – где? Кончаются – не в том смысле, что исчезают, а в смысле культуротворческой актуальности, доминирующей роли.
Рубеж тысячелетий вводит более крупный исторический масштаб. Здесь можно заметить, что индустриальное общество сменяется постиндустриальным, что эпоха покорения природы и безудержного прогресса сменяется экологической эрой, переключающей наше сознание с внешних факторов развития на внутренние, что мы являемся свидетелями и участниками всемирно-исторической смены вех, и этот рубеж следует рассматривать не только в рамках коллизии «модернизм – постмодернизм», но и «Новое время – Пост-Новое время»…
Для классического мироощущения все лучшее уже было – в прошлом. При модернизме жили в прямой перспективе светлого будущего. Пост-новые времена дают возможность войти в миг между прошлым и будущим, внутрь перемен, оказаться в незавершенном настоящем, которое всегда неожиданно. И сегодня мы учимся дерзновению жить сегодня.
Недавно в Сеуле прошел конгресс ИКОГРАДА, Международного совета национальных организаций по графическому дизайну. На нем был сделан вывод: «В данный момент все мы находимся в поиске новых идеалов, новой парадигмы для дизайна ХХI века».
Каким должно быть дизайн-образование во времена перемен? Как оно должно отвечать на вызов времени? Ясно лишь, что невозможно совсем не отвечать. Ясно лишь, что только экспериментальный поиск и апробирование инновационных способов обучения в области визуальной культуры может сформировать ее черты, остающиеся непредсказуемыми.
Можно лишь сформулировать ряд достаточно очевидных методических предпосылок реанимации нашего дизайн-образования:
- перенос центра тяжести с устаревших объективных методик на личный, субъективный опыт и творческую интуицию;
- вовлечение в учебный процесс актуальных мастеров графического дизайна, творческих лидеров, занимающих активную профессиональную позицию на переднем плане развития проектной культуры;
- создание режима наибольшего благоприятствования для авторских педагогических поисков;
- апробирование широкого спектра проектов и программ, создание многомерного инновационного пространства;
- перестройка учебного процесса на основе новейших компьютерных технологий;
- формирование нового, динамичного стиля обучения, новой педагогической культуры;
- погружение студентов в актуальную художественную жизнь профессии;
- стимулирование собственной активности студентов, развитие способностей к самообучению, к самостоятельным поискам;
- подключение отечественного образования к процессам развития мировой дизайн-педагогики, встраивание в международные учебно-образовательные проекты и программы;
- активное взаимодействие со смежными областями визуальной культуры;
- глубокая интеграция с общегуманитарными образовательными проектами и программами.
Однако в новой, только что разработанной, редакции образовательного стандарта по специальности «Дизайн» лишь укрепляется тяжелый дух советской схоластики, строгой почасовой регламентации случайно сформированного набора специальных дисциплин, многократно увеличивается доля общехудожественных академических предметов, выдаваемых за базовые знания отечественного дизайн-образования, которое, похоже, готово и дальше держать круговую оборону от вызовов современности.
На этом фоне появление каждой живой души в сфере дизайн-образования становится событием. Одно из таких явлений – разворачивающаяся деятельность дизайн-педагогической команды Константина Старцева в Санкт-Петербургском государственном университете. Здесь можно увидеть интересные идеи, поиски и находки, проблески нового стиля педагогической деятельности, большой творческий потенциал и динамику его наращивания. Многие из предпосылок, о которых шла речь, здесь уже реализуются. Одним словом, здесь не боятся жить во времена перемен.