Новости О школе Публикации Учебные работы Повышение квалификации
Карта сайта
Главная / Публикации

Публикации

05.05.2008

Юрий Гулитов. Свободное самовыражение

// www.kalligraphy.mvk.ru. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.calligraphy.mvk.ru/?idx=23&sw=p&idsub=235

Каллиграфия для меня – это красивое письмо. Для меня каллиграфия – это пластика. Для меня танец, каллиграфия – это одно и то же. Если сравнивать то, чем я занимаюсь с европейской каллиграфией – это иное, отличное от так называемой классической каллиграфии. И хотя мы все время оглядываемся на Европу, наша базовая культура совершенно иная, так как базируется на кириллице. В нашей стране учатся писать на примере европейских знаков, а потом всю жизнь живут с кириллицей. У японцев же совсем другая каллиграфия, она совсем не пересекается с европейской. В Японии есть даже своя философия каллиграфии, и, по моему мнению, у них более классическая каллиграфия, чем у европейцев.

В свое время, в студенческие годы я сильно увлекался классической каллиграфией. Потом, в ходе подготовки дипломной работы, позже после защиты, я пытался найти что-то свое. Я понял, что каллиграфия это пластика и визуализация пластических движений. Мне кажется, что стихийный росчерк и граффити подсказали мне направление работы. Граффити, существующее ныне отличается от каллиграфии принципиально. Когда я был студентом, граффити в нашей стране не были распространены. А в Крыму, где я жил и учился, существовали только стихийные граффити, которые творились людьми, желавшими утвердиться на стенах. Все это имело временную слоистость и приобретало симпатичный вид. Реакция со стороны неискушенного зрителя отличалась от моей. Обыватели воспринимали это как порчу имущества, городской среды. Для меня, как для художника, это было источником для творчества. Но в то время эти работы можно было назвать каллиграфией. Современная граффити является скорее антикаллиграфией. Но когда художник или дизайнер применяет граффити-образы в своих работах, они переходят в ряд искусства. Мастер может найти таким мотивам применение, знает, что с ними можно делать.

Многие современные художники работают почти в уличном стиле. Художник Жан Мишель Баскет, который напрямую использовал в своей живописи настенную культуру, и она была свободной. Дело в том, что классическая европейская каллиграфия больше внимания уделяет правильности написания, формирует культуру: культуру письма, дотрагивания до бумаги, письма с определенным нажимом и под определенным углом, существуют инструменты, которые позволяют соблюдать весь этот режим. Такая каллиграфия воспитывает (каллиграфы, обучающие короля или графа правильно расписываться). На контрасте выглядит моя стихийная каллиграфия. Можно поспорить, могут ли мои работы называться каллиграфией. Мне кажется, да. Ведь для меня каллиграфия – это еще и свободное письмо. Это свободное самовыражение. Мое творчество имеет больше общего с Востоком. Там каллиграфия больше похожа на танец. Для меня любое пластическое искусство: танец, каллиграфия, это схожая материя. В танце мы выражаем мысль телом и в каллиграфии, отчасти, применяя тело, так как кисть или перо является продолжением движения. Для меня каллиграфия – это пластика, почти в чистом виде. Моя серия работ «Каллиграфическое ню» - это попытка превратить виденное не в рисунок, а в пластическую запись. Поэтому я заставлял модель все время двигаться, делал краткосрочные небольшие листы. В каллиграфии основной объект - буква. Буква – это знак. Буква – это отобранная временем знаковая композиция, несущая в себе композиционно-пластическое начало. Углы наклона, наплыв, формировал современный знак. Буква – это знак-жест. Рисование обнаженной натуры, превращаемое не в рисунок, а в жест – это тоже знак, они тоже могут приравниваться к букве.

Я не пишу каллиграфические этюды. Для меня каллиграфия – это момент творчества. Свободное письмо и рисование, всплеск эмоций – это моя творческая основа. Поэтому я больше работаю с пластическими фигурами, с жестами из уличного письма. Хотя в свое время, да и сейчас интересует и классическая каллиграфия, потому что в ней формируется та выработанная красота, не стихийная, а просчитанная.

В современном мире главное, чтобы искусство каллиграфии не было мертвым. Есть такая опасение в этом жанре, пока не опасность, что каллиграфия станет мертвой. Компьютеризация, Интернет пространство меняет мышление. Можно вспомнить и сравнить мысли до компьютера в 80-х годах и после. Что самое интересное, каллиграфия – это скорее свободное авторское письмо, не связанное с компьютером, с бумагой и кистью. Оно стало модным. Сейчас в мире много выставок по hand-made дизайну. Собственно говоря, наша с Добровинским школа каллиграфия – это тоже hand-made проект, в котором люди создают вещи без помощи компьютера. Я поразился во время выставки в Швейцарии, что появляется много вещей, созданных без помощи компьютера. Примером может быть изготовление плаката при помощи скотча. По этому скотчу позже пишут кистью. Все это возможно, неожиданно и свежо. У каждого инструмента есть свое пространство. Компьютер – это тоже инструмент. Когда он появился, людям показалось, что возможности его безграничны. Компьютер сформировал пространство бесконечности и виртуальности. Но у него есть и пределы, и есть своя фактура. В него конечно можно засунуть кучу инструментов, используемых в творчестве. Но в нем нет того настоящего, той честности, которая существует у настоящих инструментов, имитируемых компьютером. Поэтому каллиграфия – это еще и возвращение к каким-то настоящим вещам, к краскам и туши, оно привносит новому времени новую фактуру. Но это должно быть не возвратом к прошлой, докомпьютерной эре. Это должно быть органическое использование опыта, накопленного ранее, в современном ритме. Важно, чтобы каллиграфия влилась в современную жизнь. Особенно когда она преподается студентам. Мой преподаватель каллиграфии был и моим дипломным руководителем. Он был специалистом именно по классической каллиграфии, очень красиво оформлял адреса, поздравления. Когда я готовил свой шрифтовой диплом, он увидел мою «уличную» тематику и приподнял ее. Мне было приятно, что в моих поисках он поддержал вещи новые, свежие. Он не заставлял меня проработать какую-то школу каллиграфии и на основании ее написать диплом. Он дал толчок моему творчеству. И я понял, главное, чтобы рука была продолжением головы, тогда она сможет работать и в классическом, и в современном стиле.




Центр учебно-методических изданий по дизайну типографии "Линия График!" выпустил в свет третью часть авторского курса С.И.Серова "Проектная концептуалистика". Название третьей части: "Типографика виртуальной среды".

Содержание
От модернизма к постмодернизму
Семиотика постмодернизма
Постмодернистские шрифты
Слово и строка в постмодернистской типографике
Пространство текста и гипертекста
Мифология рекламы
Экология сознания




Центром учебно-методических изданий по дизайну типографии "Линия График" (генеральный директор Аппалонов М.В., директор по связям с общественностью Ищенко С.А.) только что выпущено в свет учебное пособие: С.И. Серов "Типографика визуальной коммуникации". Это вторая часть лекций по авторскому курсу Проектная концептуалистика , в прошлом году была издана первая часть -- "Гармония классической типографики".

Конспект-программа лекций по авторскому курсу "Проектная концептуалистика", разработанному в рамках предмета "Теория дизайна", предназначена для организации учебно-образовательной и самостоятельной работы при изучении данного курса, а также в качестве вспомогательного пособия при изучении дисциплин "Теория дизайна", "Типографика", "Композиция" и "Проектирование" на отделениях учебных заведений, осуществляющих подготовку по специализации "Графический дизайн" специальности "Дизайн" (0514.00 -- среднее, 0524.00 -- высшее профессиональное образование).

Цель курса -- способствовать овладению студентами знаний и навыков, необходимых для самостоятельной творческой работы в области постановки и решения актуальных задач графического дизайна, требующих соединения интеллектуальных и художественных усилий. В иллюстрациях использованы учебные работы студентов Высшей академической школы графического дизайна

Рецензенты издания: Ефимов В.В., арт-директор компании ParaType, академик Академии графического дизайна и Сидоренко В.Ф., профессор Московской государственной текстильной академии, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.