Новости О школе Публикации Учебные работы Повышение квалификации
Карта сайта
Главная / О школе / Творческие встречи и мастер-классы / Сергей Бархин. 31 мая 2008
О школе
Как нас найти
Педагоги
Конкурсы и награды
Карьера
Творческие встречи и мастер-классы
Александр Бродский. 20 февраля 2010
Юрий Ветров. 19 декабря 2009
Вадим Абдрашитов. 13 февраля 2010
Анна Наумова. 28 ноября 2009
Стас Жицкий и Сергей Кужавский. 13 ноября 2009
Эрик и Ирэн Белоусовы. 7 ноября 2009
Анатолий Найман. 17 октября 2009
Николай Эстис. 12 сентября 2009
Кари Пииппо. 4 сентября 2009
Ольга Пуртова. 2 и 9 мая 2009
Крейг Костелло. 18 апреля 2009
Георгий Барнавели. 14 февраля 2009
Евгений Корнеев. 20 декабря 2008
Юрий Гордон. 17 декабря 2008
Николай Попов. 6 декабря 2008
Михаил Губергриц. 15 ноября 2008
Александр Лаврентьев. 20 октября 2008
Максим Жуков. 18 октября 2008
Сергей Бархин. 31 мая 2008
Юрий Норштейн. 17 мая 2008
Эрнст Фридрих. 29 марта 2008
Юрий Рост. 23 февраля 2008
Андрей Амлинский. 14 февраля 2008
Эрик Белоусов. 22 декабря 2007
Кшиштоф Дыдо. 8 декабря 2007
Николай Эстис. 8 сентября 2007
Антон Фёдоров. 2 июня 2007
Эдвин Шмидхайни. 31 марта 2007
Михаил Аникст. 24 марта 2007
Максим Покалёв. 12 марта 2007
Артемий Лебедев. 3 марта 2007
Сергей Жегло. 27 декабря 2006
Лев Рубинштейн. 16 декабря 2006
Юрий Норштейн. 20 ноября 2006
Юрий Ветров. C 16 ноября 2006
Ирина Тарханова. C 13 ноября 2006
Тимофей Кордонский, Ольга Михайлова. С 30 октября 2006
Вадим Рабинович. 21 октября 2006
Владимир Краснов. 24 марта 2005
Кларитта Кратохвилл. 19 марта 2005
Людмила Шурыгина. 19 февраля 2005
Юрий Аввакумов. 20 декабря 2004
Леонид Тишков. 10 ноября 2004
Владимир Кричевский. 4 ноября 2004
Фил Рисбек. 10 сентября 2004
Вернер Екер. 4 сентября 2004
Ярослав Ковальчук. 22 апреля 2004
Ан Санг-Су. 21 марта 2004
Ан Санг-Су. 2 марта 2004
Фотогалерея
Условия приема

Сергей Бархин. 31 мая 2008

В субботу 31 мая – творческая встреча с народным художником России, профессором Сергеем Бархиным.

Бархин Сергей Михайлович родился 31 марта 1938 года. С 70-летием его поздравил президент В.В.Путин. «Художник с мировым именем, признанный мэтр отечественной сценографии, Вы создали немало ярких работ, каждая из которых посредством языка живописи позволила отразить в спектаклях дух эпохи, раскрыть режиссерский замысел, характеры героев, – говорилось в поздравительной телеграмме президента. – Особый, изысканный стиль и творческий почерк снискали Вам заслуженный авторитет в профессиональном сообществе, а главное – искреннюю любовь зрительской аудитории».

Сергей  Бархин в 1962 году окончил Московский архитектурный институт, где учился вместе с Михаилом Аникстом. Работал в архитектурной мастерской «Моспроект-2». В 1965 году в соавторстве с М.Аникстом начал заниматься книжным дизайном,  затем – также вместе с М.Аникстом – сценографией для спектаклей в «Современнике», Театре на Таганке и других московских театрах («Баллада о невеселом кабачке», «Народовольцы», «Тартюф» и др.). В конце 60-х М.Аникст вернулся в дизайн книги, С.Бархин остался работать в театре. Осуществлял постановки в Москве и во многих городах России, в театрах США, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Японии. Главный художник Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1988-1991), главный художник Большого театра (1995-2000). Заведующий кафедрой сценографии Российской академии театрального искусства (с 1991, бывш. ГИТИС). Лауреат премий «Золотая маска», «Триумф» и многих других театральных наград. Дважды лауреат Государственной премии РФ. Автор ряда статей и книги «Ламповая копоть» (2007), удостоенной премии «Книга года» в номинации  «ART-книга» (уникальные, высокохудожественные издания, нестандартные книги авторского дизайна).

«Особенность его работы над книгой состоит в том, что он и ее оформляет, как своего рода театральный спектакль (суперобложка – рисованный «занавес», а сами иллюстрации – «сцены» из некоего сочиненного художником «представления»). Духом особого бархинского театра пронизаны и его мультипликационные проекты (например, «Лев с седою бородою», режиссер А.Хржановский), и «бумажная архитектура», и живопись (в том числе – серия композиций из земли, привезенной из Иерусалима, и, наконец, совершенно ни на что непохожие пьесы, которые он сочиняет сам для себя на досуге.
Сущность своего особого понимания театра Бархин определил уже в первой полностью самостоятельной работе – «Чайке» 1970 года в «Современнике»: «сцена как скопление индивидуальностей (персонажи, а не ансамбль), природы (деревья, кусты), кусков архитектуры. Соединение разного и разностильного…». Такое понимание сценографии вызвало неприятие со стороны критики. Художника обвиняли, что «это не Чехов», как про последующие его работы говорили: «Это не Шекспир», а на самом деле он предлагал хотя и парадоксальное, но тончайшее и пронзительно драматичное видение чеховской драматургии и глубоко органичное визуальное прочтение пьес Шекспира. Опережая время, он явил собой первого в советской сценографии художника постмодернистского склада мышления. Он легко и весело играл на сцене с разными стилями, с декорационными формами старинных театров, непринужденно сочетая изображения и подлинные предметы, откровенно театральную бутафорию и натуральные фактуры. И все это – на основе свободного владения богатством мировой художественной культуры, как прошлой, так и нынешней. Однако утверждаться в этом своем особом качестве первые десять лет (после неприятия его Чайки) Бархину пришлось в основном на сценах периферийных театров. Переезжая из города в город (он даже в шутку называл себя художником «междугородным» – в отличие от некоторых более удачливых коллег, которые уже в то время стали «международными»), он щедро одаривал своими великолепными решениями местных режиссеров и зрителей (наиболее часто – горьковских, а также свердловских, ивановских и т.д.). И только к концу 70-х годов ситуация переломилась и его декорации стали появляться на больших московских сценах: в Малом, во МХАТе, в Театре им. Моссовета. В 1988-м музыкальный руководитель Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко приглашает его в качестве главного художника, и Бархин проявляет себя как мастер строгих классических решений: оперы «Пират» В.Беллини, «Борис Годунов» М.Мусоргского, а также балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева в постановке В.Васильева, от которого в 1995 году он получает предложение стать главным сценографом Большого театра. Пятилетие работы на главной музыкальной сцене страны дает целый ряд разнообразных декораций и завершается, с одной стороны, монументально трагедийным визуальным образом оперы «Набукко» Дж.Верди, а, с другой, инициированной Бархиным грандиозной театрально-художественной акцией-выставкой в Манеже, посвященной 225-летию Большого театра».
В.Березкин